Республиканский месячник правовых знаний

 В рамках республиканского месячника правовых знаний  с 15 октября по 15 ноября 2015 года в МБОУ «Чуварлейская СОШ» прошли следующие мероприятия:

В 1 классе прошел классный час «Что такое закон?». Целью данного занятия было   рассказать ребятам о видах правонарушенийи наказаниях за них,  воспитывать чувство ответственности за свои поступки, познакомить со словом «закон».

Мероприятие проходило в виде дискуссии. На основе простых жизненных ситуаций учащиеся выясняли -  правонарушение совершил ученик или нет. С помощью красочной презентации и мультяшных героев ребята ответили на вопрос- нужно ли наказывать правонарушителя,  и каким способом? Далее дети познакомились со словом «закон» и рассмотрели выставку «Законы нашей страны». Здесь они могли полистать главный закон нашей страны -  «Конституция РФ»

В заключении учащиеся пришли к выводу, что каждый житель нашей Родины, независимо от возраста и пола,  должен соблюдать строгие правила – законы страны, в которой он живет.

В ходе месячника были проведены мероприятия по утверждённому плану.

В дни месячника правового воспитания во 2 классе  прошел классный час на тему: «История правил поведения». В начале занятия учителем были заданы вопросы:

- Зачем придумали правила поведения? Может ли человек вести себя так, как ему хочется?

Было много разных высказываний на этот вопрос, например: «Человек должен выполнять правила поведения, иначе жить будет очень трудно. Нельзя, чтобы каждый вел себя, как ему хочется».

- Когда появились правила?

На этот вопрос ребята затруднялись ответить, поэтому учителем был показан фрагмент из жизни первобытного человека. И всем стало ясно, что правила поведения, возникли очень давно. Еще люди не создали машин, не построили городов, жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, но уже существовали правила: что – разрешалось делать, а что-то запрещалось. Далее учителем были показаны слайды, где первобытный человек охраняет огонь, зажженный от удара молнии или лесного пожара. Древние люди дежурили у костра днем и ночью. В беседе выяснилось, что если  дежурный засыпал или забывал подбросить в костер хворост, все люди оставались без огня. Это приносило большие несчастья: негде было согреться и приготовить пищу. Такого дежурного – ротозея строго наказывали, потому что он не выполнил важного для жизни правила.

Следующим этапом мероприятия была работа с рисунками, где нужно было выбрать картинки, которые рассказывают, как нужно относиться к девочкам. А затем объяснить слова вежливый, внимательный, приветливый и привести примеры.  По окончанию занятия ребята получили задание: вспомнить правила культурного поведения. Затем был сделан  вывод: человек  живет в обществе. Его повсюду окружают люди: в семье, в школе, в театре и магазине. Чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом, чтобы у всех ладились дела, и у каждого человека было всегда хорошее настроение, нужно соблюдать правила культурного поведения.

В 3 классе, классный руководитель Егорова Н.А.,Ю   прошёл классный час на тему  «Я – личность. Каким быть?»

Цель классного часа: дать понятие личности, показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.

Классный час прошёл в форме беседы  с использованием  электронной презентации. Ребята  вместе с классным руководителем Егоровой Н.А. познакомились с  новыми словами и понятиями: терпимость, характер, личность,  внешний вид человека, внутреннее состояние человека. Участвуя в игре «Как поступлю», анализировали, как они   поступят в той или иной ситуации.

В заключительном слове классный руководитель отметила, что все дети - это маленькие личности,  у каждого  свой характер, свои привычки. Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, что вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью, нужно много над собой трудиться. В дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.

В 4 классе, классный руководитель Шигаева Е.В.,  классный час «Проступок. Правонарушение. Преступление». Целью данного мероприятия было  научить детей правильно себя вести в школе и на улице, развивать умение находить решение проблемы, используя имеющиеся знания; развивать нравственное, правовое воспитания, а также  формирование  толерантного  сознания школьников; воспитание  чувства  ответственности  за правонарушения.

В ходе классного часа учащиеся анализировали стихотворение     Б. Заходера «Перемена». Ребята  говорили о том, какие правила поведения и почему нарушил мальчик Вова.  Правила поведения в школе  классный руководитель  изложила  в стихах. Елена Викторовна  называла первую строчку, а класс – последнее слово.

Затем классный руководитель рассказал детям о том, как и когда возникли наши  законы. Вместе с ребятами нашли в толковом словаре значение слов: проступок, закон, правонарушение, преступление, правонарушитель. Поговорили о том, что является проступком, а что правонарушением и преступлением. 

Учитель говорил о том, что все люди с рождения обладают определёнными правами и эти права  защищает Организация Объединённых Наций. У каждого человека есть:

Право на образование.

Право на охрану здоровья.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право свободно выражать своё мнение.

 Кроме прав у каждого человека, даже маленького, есть свои обязанности. Далее ребята говорили о своих обязанностях.

В конце классного часа сделали вывод, что необходимо  всем соблюдать правила и не нарушать закон. Тогда все вокруг будут здоровы и счастливы.

В 5 классе, классный руководитель: Логинова Н.И., был проведен классный час на тему «Знать законы – значит защищать свои права».

В начале занятия была проведена игра «Я стремлюсь!». В произвольном порядке, передавая мяч, учащимся предлагалось рассказать, как они предполагают развивать в себе те черты, которые помогут справиться с имеющимися недостатками. Борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремиться стать счастливым. Каждый имеет главное право - право на счастье.

Для определения, что значит «иметь право», ученикам было предложено закончить фразу «Я имею право…» Далее  обсуждались вопросы, у всех ли людей есть права, что такое обязанности, есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот – только обязанности без прав.

Затем ученикам предлагались конкретные ситуации, они определяли, какие права нарушаются, и добавляли свои примеры. После обсуждения, учащиеся работали с памяткой «Чтобы твои права не нарушались». Далее учащиеся, разделившись на группы, обсуждали и оформляли цветными фломастерами на бумаге «Права ученика в школе».

В заключение обсуждались правила «Как отстаивать свои личные права». Итогом занятия стало задание: обсудить с домашними свои личные права и написать мини-сочинение «Как я отстаиваю  свои личные права»

В 6 классе, классный руководитель Баканова О.Н.,   прошел классный час «Имею право на права». Цель классного часа: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

 Ольга Николаевна говорила, что наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. И предложила познакомиться  с этими документами. Члены лекторской группы класса рассказали  о «Декларация прав человека», о  «Конвенции о правах ребенка».

Далее классный руководитель  познакомила учеников и с обязанностями детей  и главным законом нашей страны  «Конституцией Российской Федерации».

Все  этапы мероприятия проходили в интересной подаче информации, дети были заинтересованы и активно участвовали во всех предложенных заданиях. 

В  7 классе, классный руководитель Матвеева И.В.,  прошел  классный час «Поговорим об ответственности».

Цель: содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

 По ходу классного часа учащиеся  разделись на 3 группы.

И была проведена   небольшая разминка:

– На доске вывешиваются слова: 1) юридическая; 2) уголовная;

3) административная; 4)гражданско-правовая; 5)дисциплинарная. Учащиеся дали определение данным словам.

Каждая группа в течение 5 минут обсуждала следующие вопросы:

1. Каких видов бывает юридическая ответственность?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?

3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

Далее идет  анализирование  пословицы

«Не ошибается тот, кто ничего не делает».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- А в заключение выполнили небольшой экспресс-тест  «Ваше чувство ответственности».

Классный руководитель провела рефлексию и подвела итоги классного часа

- Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось? Что не понравилось?

- Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?

Мероприятие прошло  на высоком профессиональном уровне.

         В  8 классе, классный руководитель Егорова З.И.,  был проведен классный час на тему: «Сквернословие и здоровье».

Цель:  воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Сквернословие, к сожалению, было, есть и будет проблемой нашего общества. Это вредная привычка, которая будет существовать всегда, пока каждый из нас не задумается о том, какой вред наносят бранные слова нашему здоровью и здоровью окружающих.

В начале классного часа, Зинаида Ивановна обратилась к детям с вопросом, что такое сквернословие? В ходе дискуссии ребята  высказали свое  мнение что, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами.

Затем Уряднова У. выступила с сообщением «Об истории возникновения бранной речи». Далее Баканов А. и Гулина Е. рассказали притчу и стихотворение о вреде бранных слов.

       Классный руководитель привела факты: За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы и др. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Как борется с матом закон ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В конце классного часа ребята сделали вывод: что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Ведь сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит. Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких! И нужно помнить: Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

      В 9 классе, классный        руководитель Шиблева Е.В., был проведен классный час на тему: «Закон и ответственность». Цель:  воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

       В начале классного часа Елена Валентиновна обратилась к детям с вопросом, что такое закон, поступок  и ответственность?  В  ходе дискуссии ребята  высказали свое  мнение о том, что несовершеннолетние  люди  достаточно взрослые,  чтобы отвечать за свои поступки.

Из презентации дети увидели,  за какие поступки люди с 14 лет несут ответственность.

       Классный руководитель привела статьи из УК РФ:  статья 20.21. - Появление в общественных местах в состоянии опьянения; статья 20.22. -  Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах,   грубое   нарушение общественного   порядка,   выражающее   явное   неуважение    к    обществу, сопровождающееся  применением  насилия  к   гражданам   либо   угрозой   его применения, а равно уничтожением или  повреждением  чужого  имущества»  (ч.1 ст.213 УК РФ); ч.2 ст.213 УК РФ – злостное хулиганство, субъекты хулиганства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (ч.1 ст.213 УК РФ) и 14 лет (ч.2 и ч.3 ст.213 УК РФ).

       Затем Силаева Ю. выступила с  докладом о поведении в общественных местах. Это места с массовым скоплением людей, то есть от десяти и более человек. Это, прежде всего остановки общественного транспорта, парки, скверы, территории кварталов жилых домов, улицы.
В конце классного часа ребята сделали вывод:

Взрослые и дети!

За свое будущие мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

В целях создания  условий для наиболее полной реализации прав и законных интересов  школьников  в 10 и 11 классах, классные руководители Брызгина Н.А. и Шишуева Н.А., прошел классный час в форме диспута  «Я отвечаю за всё».

Основная цель мероприятия:

         1.Дать представление о понятии «Ответственность».

2.Заставить задуматься о собственных поступках.

3.Учить оценивать собственные действия.

Брызгина Н.А.  отметила, что в течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей. На конкретных примерах были разобраны ситуации,  из которых учащиеся пытались найти выход. В ходе работы учащиеся делали вывод о том, что каждый человек должен поступать ответственно, т. е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

В завершении  мероприятия Шишуева Н.А. подвела итог, что человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать. Каждый человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.