В МБОУ «Чуварлейская СОШ» прошли классные часы на тему «Мир профессий», посвященные Году Человека Труда. Мероприятия информировали школьников о профессиях, востребованных в данный момент, знакомили с литературой по этой теме, имеющейся в библиотеках. Старшеклассники высказывали своё мнение, делились своими мыслями о том, куда бы они хотели поступить после окончания школы. Молодому поколению было рассказано о том, зачем нужно получать профессиональное образование, что такое профессия, а также о классификации профессий профессора Е.А. Климова, которой принято пользоваться в нашей стране.
Во 2 классе (классный руководитель Сальникова С.А.) прошел классный час «Моя будущая профессия», в форме дискуссии. Целью данного мероприятия было знакомство учащихся начальной школы с миром профессий и обогащение знаний учащихся о мире профессий.
Дискуссия началась с обсуждения отрывка стихотворения С. Я. Маршака «Кем быть?» Дети пришли к выводу, что у каждого должна быть профессия, которая могла бы приносить пользу обществу и нравиться самому.
Далее учащиеся играли в игру «Профессия- загадка», где нужно было отгадать профессию и рассказать о ее пользе. Дети с удовольствием рассказывали о профессиях своих родителей, если они совпадали с отгадкой.
Активно прошла игра «Найди свою профессию». Нужно было по карточке, на которой нарисован атрибут профессии врача, парикмахера либо повара, неразговаривая, найти свою команду и расположиться в трёх углах класса.
Классный час закончился выставкой рисунков на тему «Моя будущая профессия». Ребята с удовольствием показывали свои рисунки и рассказывали о профессиях, которые они хотели бы получить. На доске был составлен коллаж из рисунков. Весь классный час сопровождался презентацией «Моя будущая профессия».
В третьем классе (классный руководитель Матвеева Т.Н.) прошел классный час «Моя будущая профессия». Месяц сентябрь ассоциируется с уборкой урожая зерновых и овощных культур. И поэтому ребята хотели бы больше узнать о профессиях тружеников села: тракториста, комбайнера, агронома, водителя и т. д.. В начале мероприятия Татьяна Николаевна рассказала о том, как выращивали хлеб на Руси раньше. По ходу рассказа на доске вывешивались картинки с изображением атрибутов разных сельских профессий. Далее классный руководитель разъяснил многие устаревшие понятия, связанные с выращиванием хлеба: рига, жатва, скирда, сноп, копна, воз, соха, борона, жнивьё, нива. Затем было предложено ученикам развивающее задание, где нужно найти слово, выпадающее из контекста. Успешно прошла работа по разъяснению пословиц. Заключительным этапом была работа в парах, где нужно было найти сходство понятий «Поле» и «Школа».
В 4 классе (классный руководитель Егорова Н.А.) прошёл классный час на тему «Мир профессий». Классный руководитель рассказала ребятам о том, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Затем дети отвечали на вопросы: Что такое профессия? Что делают люди разных профессий? Какими качествами должны обладать люди разных профессий? Просматривая презентацию «Узнай профессию» учащиеся угадывали профессии. Многие выбрали профессии и для себя. Например: Ксюша Янюшкина хочет быть стоматологом, Вика Афанасьева – модельером, Артём Морозов – программистом.
Очень активно прошло тестирование «Обязанности в профессии». Ребята выбирали, кто, чем должен заниматься в своей профессии.
В заключение посадили «Дерево Успеха», чтобы оно зазеленело, написали на листочках те качества характера, которые помогут стать успешными в трудовой деятельности!
В 5 классе (классный руководитель Кошелева Н.П.) был посвящен беседе на тему «Моя будущая профессия». В начале мероприятия Надежда Петровна предложила детям посмотреть на слайд и ответить на вопрос, что связывает четыре иллюстрации. Отгадав, что речь идет о хобби, ребята рассказали о своих увлечениях.
Затем учащимся было предложено послушать притчу о влюбленном короле и девушке, не соглашавшейся выйти за него замуж до тех пор, пока тот не овладеет какой-либо профессией. Король научился ткать ковры, один из которых спас ему жизнь. В конце притчи ребята сделали вывод, что каждому человеку необходима профессия, даже королю.
Во время беседы пятиклассники также узнали о самых древних и современных, о женских и мужских профессиях, отгадывали загадки, ребусы. По коллажу определяли, о какой профессии идет речь. В командной игре из списка учебных предметов отбирали любимые предметы и по справочнику для поступающих в ВУЗы узнавали, на какие факультеты они смогут поступить и на какие предметы надо обратить особое внимание. В конце беседы дети прочитали список профессий и выписали те, о которых они не знают. Получили задание на дом: выбрать себе несколько и узнать о них как можно больше. В заключение сделали вывод, что мир профессий разнообразен, что уже с пятого класса нужно задумываться о своей будущей профессии и чтобы ее получить, необходимо хорошо учиться.
В 6 классе (классный руководитель Логинова Н.И.) было проведено профориентационное занятие «Все профессии важны, все профессии нужны». В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий: «человек - природа», «человек - человек», «человек — техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система». Дети отгадали загадки и определили, к какой группе относятся профессии артист, фотограф, водитель, водолаз, врач.
Затем шестиклассники участвовали в конкурсах. В первом конкурсе «Анаграммы-профессионалы» было предложено задание - переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. Во втором конкурсе «Омонимы-профессионалы» нужно было отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых - название профессии. Задание третьего конкурса «Профессии-синонимы» позволило проверить умение учащихся подбирать синонимы к словам, называя иначе представителей предложенных профессий. Участвуя в четвертом конкурсе «Профи-Викторина», учащиеся ответили на 33 необычных вопроса.
Итогом занятия стала практическая работа – создание проекта «Мой дом». Дети, объединившись в группы, создали совместный эскиз дома и приусадебного участка, поработав при этом архитектором или озеленителем. В ходе работы над проектом выяснили, какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью.
В 7 классе (классный руководитель Баканова О.Н.) прошла конкурсная программа «Разговор о профессиях». Цель её проведения - знакомство с различными профессиями. Кем и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? – Хотелось бы, наверное, но, увы! А что если сапожником стать? Или портным? Ребята узнали о многих профессиях. Одна другой интереснее. Узнали, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно много знать много уметь. И еще нужно любить свою работу и упорно трудиться каждый день! Полезной работы очень много на свете. Главное - выбрать дело по душе! Мероприятие прошло интересно и весело. Потому что присутствующие не только участвовали в конкурсах, но еще и сами играли в настольную игру «Профессии», где нужно было подобрать картинку к данной профессии и рассказать, что делает, например, пожарный (тушит огонь и спасает людей). При подготовке мероприятия использовались презентации библиотек по профориентации.
Классный руководитель 8 класса, Матвеева И.В., провела небольшую беседу, о том, что профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, и это немало. Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Ермаков Антон подготовил презентацию о востребованных в данное время профессиях. Уткина Екатерина, Кормишина Анна, Паксяйкин Иван рассказали о малоизвестных профессиях.
В конце классного часа учащиеся оценили значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.
В 9 классе (классный руководитель Егорова З.И.) прошел классный час на тему «Моя будущая профессия». В начале классного часа классный руководитель рассказала девятиклассникам легенду «Три рабочих», которые, занимаясь одной работой, дали различные ответы на заданный вопрос: чем они занимаются. Ребята попытались ответить, почему и сформулировали три главных требования, необходимых для выбора профессии: профессия должна быть интересной, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, профессия должна соответствовать собственным возможностям. Затем познакомились с формулой выбора профессии «Хочу. Могу. Надо», с удовольствием поучаствовали в играх «Отгадай профессию по описанию», «Закончи предложение» и ответили на вопросы теста «Мои коммуникативные способности». В заключение Зинаида Ивановна проанализировала результаты теста и дала несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.
В этом году перед десятиклассниками встает задача правильно и осознанно выбрать свою будущую профессию. Этой теме был посвящен классный час (классный руководительШиблевой Е.В.) «Я и моя будущая профессия». Елена Валентиновна рассказала, как правильно выбрать профессию. Психологи советуют: во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость; во-вторых, работник должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических; в-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Также учащиеся познакомились с 5 типами профессий в зависимости от предмета труда: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Далее ребятам было предложено работать в группах. Каждая группа подбирала профессии, относящиеся ко всем 5 типам. Было проведено два теста. В первом – дети играли роль оптимиста, выявляя положительные качества профессии, и пессимиста, которые находили отрицательные качества данной профессии. Во втором тесте узнали, к какому типу профессии склонны учащиеся. Затем учащиеся каждой группы составили список профессий, которые нужны для изготовления предметов: стол; книга; торт; фарфоровая чашка; джинсы и др.. В итоге дети высказали свои мнения по теме классного часа. Выбрать профессию - значит открыть в себе таланты, способности, дарования; заниматься тем, что интересно; найти применение своим талантам, найти свое призвание, значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.
Учащиеся 11 класса (классный руководитель Брызгина Н.А.) встретились на первом классном часе на тему: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться», который был проведен в форме устного журнала. Надежда Александровна предложила ребятам ответить на несколько вопросов, касающихся их самоопределения в жизни. Ребята высказали свои аргументы в пользу выбранной профессии. Старались поставить оценку своих возможностей. Многие ребята легко справились с ответами, для некоторых вопросы самоопределения еще остаются нерешенными. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? В ответе на этот вопрос классный руководитель напомнила ребятам об основных типах профессиональной деятельности человека, о классификации профессий профессора В.А. Климова. В заключение Надежда Александровна отметила, что кто-то, возможно, мечтает о карьере журналиста, кто-то думает о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, нужно заняться самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью. Пусть девизом нового учебного года станут слова Эзопа: «Истинное сокровище людей – желание трудиться».