«Мир профессий»

В МБОУ «Чуварлейская СОШ» прошли классные часы  на тему «Мир профессий», посвященные Году Человека Труда. Мероприятия информировали школьников  о профессиях, востребованных в данный момент, знакомили с литературой по этой теме, имеющейся в библиотеках. Старшеклассники  высказывали своё мнение, делились своими мыслями о том, куда бы они хотели поступить после окончания школы. Молодому поколению было рассказано о том, зачем нужно получать профессиональное образование, что такое профессия, а также о классификации профессий профессора Е.А. Климова, которой принято пользоваться в нашей стране.

Во 2 классе (классный руководитель Сальникова С.А.)  прошел классный час «Моя будущая профессия», в форме дискуссии. Целью данного мероприятия  было знакомство учащихся начальной школы с миром профессий и обогащение знаний учащихся о мире профессий.

Дискуссия началась с обсуждения отрывка стихотворения С. Я. Маршака «Кем быть?» Дети пришли к выводу, что у каждого должна быть профессия, которая могла бы приносить пользу обществу и нравиться самому.

Далее учащиеся играли в игру «Профессия- загадка», где нужно было отгадать профессию и рассказать о ее пользе. Дети с удовольствием рассказывали о профессиях своих родителей, если они совпадали с отгадкой.

Активно прошла игра «Найди свою профессию». Нужно было по карточке, на которой нарисован атрибут профессии врача, парикмахера либо повара, неразговаривая,  найти свою команду и расположиться в трёх углах класса.

Классный час закончился выставкой рисунков на тему «Моя будущая профессия». Ребята с удовольствием показывали свои рисунки и рассказывали о профессиях, которые они хотели бы получить. На доске был составлен коллаж из рисунков. Весь классный час сопровождался презентацией «Моя будущая профессия».

В третьем классе (классный руководитель Матвеева Т.Н.)   прошел классный час «Моя будущая профессия». Месяц сентябрь ассоциируется с уборкой урожая зерновых и овощных культур. И поэтому ребята хотели бы больше узнать о профессиях тружеников села: тракториста, комбайнера, агронома, водителя и т. д.. В начале мероприятия  Татьяна Николаевна  рассказала о том, как выращивали хлеб на Руси раньше. По ходу рассказа на доске вывешивались картинки с изображением атрибутов разных сельских профессий. Далее  классный руководитель  разъяснил  многие устаревшие понятия, связанные с выращиванием хлеба: рига, жатва, скирда, сноп, копна, воз, соха, борона, жнивьё, нива. Затем было предложено ученикам развивающее задание, где нужно найти слово, выпадающее из контекста. Успешно прошла работа по разъяснению пословиц. Заключительным этапом была работа в парах, где нужно было найти сходство  понятий «Поле» и «Школа».

В 4 классе (классный руководитель Егорова Н.А.) прошёл классный час на тему «Мир профессий». Классный руководитель рассказала ребятам о том, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Затем дети отвечали на вопросы: Что такое профессия? Что делают люди разных профессий? Какими качествами должны обладать люди разных профессий? Просматривая презентацию «Узнай профессию» учащиеся угадывали профессии. Многие выбрали профессии и для себя. Например: Ксюша Янюшкина хочет быть стоматологом, Вика Афанасьева – модельером, Артём Морозов – программистом.

Очень активно прошло тестирование «Обязанности в профессии». Ребята выбирали, кто, чем должен заниматься в своей профессии.

В заключение  посадили «Дерево Успеха», чтобы оно зазеленело, написали на листочках те качества характера, которые помогут  стать успешными в  трудовой деятельности!

В 5 классе (классный руководитель Кошелева Н.П.)  был посвящен беседе на тему «Моя будущая профессия».  В начале мероприятия Надежда Петровна  предложила детям  посмотреть на слайд  и ответить на вопрос, что связывает  четыре иллюстрации.  Отгадав, что речь идет о хобби, ребята рассказали о своих увлечениях.

Затем  учащимся  было предложено послушать притчу  о влюбленном короле и девушке, не соглашавшейся выйти за него замуж до тех пор, пока тот не овладеет какой-либо профессией. Король научился ткать ковры, один из которых спас ему жизнь. В конце притчи ребята сделали вывод, что каждому человеку необходима  профессия, даже королю.

Во время беседы пятиклассники также узнали о самых древних  и современных, о женских и мужских профессиях, отгадывали  загадки, ребусы. По коллажу определяли, о какой профессии идет речь.         В командной игре из списка учебных предметов отбирали любимые  предметы и  по справочнику  для поступающих в ВУЗы узнавали,  на какие факультеты они смогут поступить  и на какие предметы надо обратить особое внимание.      В  конце беседы  дети прочитали список профессий  и выписали те, о которых они не знают.  Получили задание на дом: выбрать себе несколько и узнать о них как можно больше. В заключение сделали вывод, что мир профессий разнообразен, что уже с пятого класса нужно задумываться о своей будущей профессии и чтобы ее получить, необходимо хорошо учиться.

В 6 классе (классный руководитель Логинова Н.И.) было проведено профориентационное занятие  «Все профессии важны, все профессии нужны». В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий: «человек - природа», «человек - человек», «человек — техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система». Дети отгадали загадки и определили, к какой группе  относятся профессии артист,  фотограф, водитель, водолаз, врач.

Затем шестиклассники участвовали в конкурсах. В первом конкурсе  «Анаграммы-профессионалы» было предложено задание  -  переставить  буквы  в  предложенных  словах так,  чтобы получились названия профессий. Во втором конкурсе  «Омонимы-профессионалы» нужно было отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых - название профессии. Задание третьего конкурса «Профессии-синонимы» позволило проверить умение учащихся подбирать синонимы к словам, называя иначе представителей предложенных   профессий. Участвуя в четвертом конкурсе «Профи-Викторина», учащиеся ответили на 33 необычных вопроса.

Итогом занятия стала практическая работа – создание проекта  «Мой дом». Дети, объединившись в группы, создали совместный эскиз дома и приусадебного участка, поработав при этом архитектором или озеленителем. В ходе работы над проектом выяснили, какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью.

В 7 классе (классный руководитель Баканова О.Н.) прошла  конкурсная программа «Разговор о профессиях». Цель её проведения - знакомство с различными профессиями. Кем и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? – Хотелось бы, наверное, но, увы! А что если сапожником стать? Или портным?  Ребята узнали о многих  профессиях. Одна другой интереснее. Узнали, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно много знать много уметь. И еще нужно любить свою работу и упорно трудиться каждый день! Полезной работы очень много на свете. Главное - выбрать дело по душе! Мероприятие прошло интересно и весело. Потому что присутствующие не только участвовали в конкурсах, но еще и сами играли в настольную игру «Профессии», где нужно было подобрать картинку к данной профессии и рассказать, что делает, например, пожарный (тушит огонь и спасает людей). При подготовке мероприятия использовались презентации библиотек по профориентации.

Классный руководитель 8 класса,  Матвеева И.В.,  провела небольшую  беседу, о том, что  профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, и это  немало. Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Ермаков Антон подготовил презентацию о востребованных в данное время профессиях. Уткина Екатерина, Кормишина Анна, Паксяйкин Иван  рассказали о малоизвестных профессиях.

В конце классного часа учащиеся оценили значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения. 

 В  9 классе (классный руководитель Егорова З.И.) прошел классный час на тему «Моя будущая профессия». В начале классного часа  классный руководитель рассказала девятиклассникам легенду  «Три рабочих», которые, занимаясь одной работой,  дали различные ответы на заданный вопрос: чем они занимаются.  Ребята  попытались ответить, почему и сформулировали три главных требования, необходимых для выбора профессии:  профессия должна быть интересной, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, профессия должна соответствовать собственным возможностям. Затем познакомились с формулой выбора профессии «Хочу. Могу. Надо», с удовольствием поучаствовали в играх  «Отгадай профессию по описанию», «Закончи предложение» и ответили на вопросы теста «Мои коммуникативные способности». В заключение Зинаида Ивановна проанализировала результаты теста и   дала несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.   

В этом году перед десятиклассниками встает задача правильно и осознанно выбрать свою будущую профессию. Этой теме был посвящен классный час (классный руководительШиблевой Е.В.)  «Я и моя будущая профессия». Елена Валентиновна рассказала, как правильно выбрать профессию.  Психологи советуют: во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость; во-вторых, работник должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических; в-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Также учащиеся познакомились с  5 типами профессий в зависимости от предмета труда: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ.  Далее ребятам было предложено  работать в группах.  Каждая группа подбирала профессии, относящиеся ко всем 5 типам. Было проведено два теста. В первом – дети играли роль оптимиста, выявляя положительные качества профессии, и пессимиста, которые находили отрицательные качества данной профессии. Во втором тесте узнали, к какому типу профессии склонны учащиеся. Затем учащиеся каждой  группы  составили список профессий, которые нужны для изготовления  предметов:   стол;  книга;  торт;   фарфоровая чашка;  джинсы  и др.. В итоге дети высказали свои мнения по теме  классного  часа. Выбрать профессию - значит открыть в себе таланты, способности, дарования; заниматься тем, что интересно; найти применение своим талантам, найти  свое призвание,  значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.                                                                                                                                                                 

Учащиеся 11 класса (классный руководитель Брызгина Н.А.) встретились на первом классном часе на тему: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться», который был проведен в форме устного журнала. Надежда Александровна предложила ребятам  ответить на  несколько вопросов, касающихся их самоопределения в жизни. Ребята высказали свои аргументы в пользу выбранной профессии. Старались поставить оценку своих возможностей. Многие ребята легко справились с ответами, для некоторых вопросы самоопределения еще остаются нерешенными. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? В ответе на этот вопрос классный руководитель  напомнила  ребятам об основных типах профессиональной деятельности человека, о  классификации профессий профессора В.А. Климова.  В заключение Надежда Александровна отметила, что кто-то, возможно, мечтает о карьере журналиста,  кто-то думает о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, нужно заняться  самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью. Пусть девизом нового учебного года станут слова Эзопа: «Истинное сокровище людей – желание трудиться».