7 октября в МБОУ «Чуварлейская СОШ» прошел День профилактики «Ответственность в нашей жизни». Во всех классах прошли классные часы, посвященные этой теме.
В 1 классе, классный руководитель Шигаева Е.В., прошёл классный час «Правила поведения в общественных местах». В начале классного часа учащиеся ответили на вопрос учителя, какие места называются общественными и почему в них нужно соблюдать правила. Затем классный руководитель предлагала ребятам для обсуждения различные сюжеты: как нужно вести себя на улице при встрече с другом, чтобы не мешать остальным прохожим. Далее обсудили, как необходимо отвечать на вопросы. Ребята говорили о том, что очень неприятно, когда на вежливую просьбу отвечают небрежно, равнодушно.
В 3 классе, классный руководитель Матвеева Т.Н., прошел классный час на тему: «Ответственность в жизни человека». На занятии были рассмотрены такие вопросы: «Почему необходимо нести ответственность за свои проступки?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Каковы меры наказания?». Ребята узнали, что в последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, совершающих преступления. Из всего выше сказанного ребята поняли, что их непредсказуемые поступки могут оставить неизгладимый след и их жизнь будет безрадостной. Учителем были зачитаны некоторые статьи, по которым ребята несут ответственность за преступления. И еще ребята узнали, что ответственность за проступки наступает с 14 лет, и каждому нужно помнить, что, совершая плохие дела, мы увеличиваем зло в мир.
Классный час «Поговорим об ответственности» в 4 классе прошёл в форме беседы с использованием электронной презентации. Ребята вместе с классным руководителем Егоровой Н.А. познакомились с новым словом: ответственность, используя толковые словари Бабенко, Ожегова, Даля. Обсуждая, что же такое ответственность человека дети пришли к выводу, что каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей. Обсуждали ситуации, кто поступает ответственно, а кто – нет. Вспоминали случаи из своей жизни, когда поступили ответственно и неответственно и какие чувства при этом испытывали. В заключение на вопрос классного руководителя: «Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?». Школьники пришли к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
В 5 классе, классный руководитель Кошелева Н.П., проведен классный час на тему «Ответственность за свои поступки». Классный час прошел в форме беседы. В качестве эпиграфа учащимся было предложено высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми». В начале беседы ребята посмотрели мультфильм «Честное слово» по рассказу Л.Пантелеева и обсудили поступок мальчика. Их удивила честность, смелость, сильная воля, порядочность и ответственность героя. Работая в группах, решали проблемные ситуации, вызывающие чувство ответственности, объясняли смысл пословицы «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Затем обсудили ответственные поступки, которые они совершили за неделю. Также вспомнили случаи, когда были не очень ответственны. Для этого ребятам была предложена игра «Горячий стул». В конце беседы сделали вывод, что необходимо научиться отвечать за свои действия, поступки, поведение и уметь управлять собой.
В 6 и 7 классах, классные руководители Логинова Н.И. и Баканова О.Н., прошел единый классный час «Мы в ответе за свои поступки». Учащиеся работали в группах, решая проблемные ситуации по теме занятия. Отвечали на вопросы, что такое ответственность, когда возникает это чувство, какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить, перед кем человек может чувствовать себя ответственным, какие качества характера свойственны ответственному человеку. После прочтения рассказа К.Г Паустовского «Теплый хлеб» учащиеся ответили на вопрос, согласны ли они с высказыванием «Ответственностью нельзя нагрузить, ответственность можно только взять». Итогом занятия стал вывод о том, что какой выбор сделает каждый сегодня, зависит способность ответственно подходить к жизни в будущем.
В 8 классе, классный руководитель Матвеева И.В., эпиграфом к классному часу были взяты слова Л.Н.Толстого « Все так делают». Учащиеся ответили на вопрос: «Что такое правонарушение? Как вы понимаете слово - Закон?». Провели небольшую дискуссию по пословице « От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Назвали самые безрассудные поступки. В ходе классного часа было подготовлено выступление учащегося о четырех видах юридической ответственности. Следующим этапом классного часа было рассмотрение и обсуждение видов правонарушений, а именно: «Хулиганство», Мошенничество», «Административная ответственность», «Вымогательство» «Распитие спиртных напитков». В заключение классного часа каждый учащийся ответил на вопрос: «Что приводит к правонарушениям?».
В рамках дня профилактики в 9 классе прошел классный час «Мы в ответе за свою жизнь». В начале классного часа классный руководитель, Егорова Зинаида Ивановна, попросила девятиклассников разделиться на группы и придумать название каждой в соответствии с темой. Далее представители групп объявили свои названия «Разум», «Министерство последствий», «Совесть» и объяснили, почему они назвали себя именно так. Тем самым у учащихся уже в начале классного часа формируется понимание термина «ответственность». Затем классный руководитель предложила учащимся ответить на вопросы и сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого использовалась презентация, во время демонстрации которой сначала задавались вопросы, а после обсуждения вариантов ответов – правильный ответ. Далее девятиклассники в своих группах решали ситуационное задание, в котором была изложена суть проблемы, и требовалось ответить на вопрос, как поступить. Прослушав притчу «Про бабочку и мудреца», учащиеся определили: «Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт. Все в наших руках». В итоге девятиклассники сделали вывод, что любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.
В 10 классе, классный руководитель Шиблева Е.В., проведен классный час на тему «Свобода и ответственность». В начале классного часа с ребятами проведена работа по словарю С.И.Ожегова по определению понятия «свобода». Затем прошла дисскусия по понятиям «свобода» и «ответственность», в ходе обсуждения ребята заполняли таблицу: «Я свободен в принятии решений». Далее учащиеся объединились в группы. В качестве обобщения в занятии предлагалось выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов на темы - свобода, ответственность, достоинство, выбор.
В конце классного часа дети сделали вывод: с течением жизни у каждого из нас возрастает ответственность не только перед государством и социумом, но и перед самим собой. Внутренним контролером ответственности является совесть, которая определяет внутреннюю свободу человека.
В 11 классе, классный руководитель Брызгина Н.А., прошел классный час в форме беседы на тему «Ты выбираешь сам». В ходе классного часа Надежда Александровна рассказала ребятам о правонарушениях, о видах юридической ответственности. Далее на мероприятии учащиеся разбирали и разыгрывали разные ситуации и отвечали на поставленные вопросы. Давали определения таким понятиям как преступление, проступок, правонарушение. Классный руководитель познакомила ребят с цифрами статистики правонарушений, которые совершили подростки нашего района, и какие меры были приняты к этим нарушителям. Обращаясь к учащимся, классный руководитель сказала: «Мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким».