Значение семьи в жизни любого человека невозможно переоценить.
Именно в семье мы слышим первые ласковые слова, учимся радоваться мелочам и преодолевать трудности. Семья дает возможность почувствовать защищенность и уверенность в своих тылах. Формирование характера и нравственных установок, восприятие мира и событий происходит в кругу близких людей. Именно корнями в детство уходят все психологические страхи и жизненные приоритеты.
В МБОУ «Чуварлейская СОШ» были проведены внеклассные мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к семье, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения, развитие потребности узнавать историю своей семьи.
В 1 классе (классный руководитель Егорова Н. А.) прошёл классный час «Семья … как много в этом слове!». В начале классного часа ребята отгадали ребус, который помог сформулировать тему мероприятия, затем учащиеся выясняли значение слова «семья» в толковом словаре. Далее классный руководитель рассказала о тайнах этого слова: что оно означает. А ещё ребята участвовали в играх «Угадай членов семьи», «Кто кому, кто?», «Собери пословицы о семье». Затем ребята рассказали о традициях, которые существуют в их семьях.
Во 2 классе (классный руководитель Шигаева Е. В.) воспитательное мероприятие «Заповеди семейного счастья» проходило в виде дискуссии. Началось оно с объяснения понятия «семья». Далее ребята вспомнили пословицы о семье и объяснили их.
В продолжение разговора второклассники ответили на вопрос, почему родительский дом - начало начал. Каждый высказал свое мнение, все пришли к выводу, что родительский дом - основа всей жизни.
На следующем этапе была дана характеристика слову «дом». «Д»- добро в доме, семье, даже буква похожа на домик. «О»- похожа на хоровод, круг, за руки берутся люди дружные, любящие друг друга. «М»- ограда, дом ведь надо охранять, семью оберегать. В слове «дом» каждая буква на месте так же, как и каждый член семьи.
Прослушав стихотворение, представленное учителем, дети вывели 7 заповедей семейного счастья. Каждая заповедь подтверждалась примерами из жизни детей. В заключение учитель рассказал об условиях семейного счастья, а ученики нарисовали рисунки для своих близких.
В 3 классе (классный руководитель Сальникова С. А.) классный час «Своей семье я говорю «Спасибо!» начался с песни «Любимый папа». Прослушав музыкальную композицию, ребята ответили на вопрос, какой у них папа, интересно ли с ним общаться и почему. Далее дети рассказали о своих бабушках. Например, Сариева Маша рассказала, как они с бабушкой ухаживают за домашними птицами, Турсукова Катя со своей бабушкой готовят разные лакомства. Дальше разговор шел о маме. Учащиеся прослушали песню «Колыбельная медведицы» и обсудили настроение мамы- медведицы.
В заключение ребята рассказывали о своих семья и их традициях. Дети представили, какими они могут быть, когда станут взрослыми. Чехонина Настя - «любящей мамой», Ефремов Андрей - «ответственным отцом», Лямцова Надя - «надежным другом для всех членов семьи». Благодаря своим родителям ребята будут именно такими, какими они хотят быть.
В 4 классе классный час «Русский человек без родни не живет» (учитель Матвеева Т. Н.) начался с проверки домашнего задания. Ребята демонстрировали свои рисунки, где были изображены их родственники. Затем учащиеся ответили на вопрос, как часто их члены семьи обращаются за помощью к родственникам. Приводилась масса различных случаев, ситуаций, моментов, когда члены семьи нуждались в поддержке близких. Ребята обратились к сети Интернет, чтобы ответить на вопросы, почему у многих родственников одинаковая фамилия и что означают их фамилии. Четвероклассники с удовольствием рассказали о родственниках, которые чем-то себя прославили, проявили, и их фамилии известны в районе, республике, стране.
Тема занятия в 5 классе «Традиции моей семьи» (классный руководитель Гогиберидзе М.С.) Мероприятие прошло в форме творческой совместной программы. На классной доске поместили высказывания и афоризмы о семье. После вступительного слова классного руководителя ребята дали толкование слова «семья», подбирая к каждой букве этого слова соответствующее прилагательное. Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Ребята поделились рассказами о традициях своей семьи, рассказали о семейных реликвиях, праздниках, семейных фотографиях. В завершении мероприятия учащиеся прослушали легенду о дружной семье.
В 6 классе (классный руководитель Кошелева Н. П.) был проведен классный час на тему «Я и моя семья» в форме игры. Ребята, выполняя задания классного руководителя, дружно «построили дом», в который, кроме себя и своих близких, «поселили» добро, красоту, заботу, любовь и верность. А около дома «посадили» клумбу с цветами-пожеланиями, чтобы каждая семья была прекрасна, счастлива и здорова. А в конце классного часа классный руководитель раздала детям памятки «Помоги сберечь семью!», правила которой все обещали соблюдать.
В 7 классе (классный руководитель Логинова Н. И.) прошел час общения на тему «Моя семья – мое богатство». В ходе интерактивной беседы семиклассники ответили на вопросы, благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив, что семья может дать ребенку, в чем ее психологическая сила, что такое семья. Рассмотрев проблемные ситуации, выработали заповеди (правила) семейной жизни и вспомнили замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях, и рассказали о традициях своей семьи.
Итогом занятия стала работа в группах. Первая группа составила портрет идеальных родителей, вторая группа создала образ идеального ребенка, третья группа составила портрет идеальной семьи.
В 9 классе (классный руководитель Матвеева И. В.) прошел классный час «Семья в моей жизни». Учащиеся разделились на 2 группы и попробовали выяснить взгляды мальчиков и девочек на устройство семьи.
Командам было дано несколько заданий, в ходе выполнения которых учащиеся пытались создать мир семьи, подумали, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучились на практике планировать бюджет семьи, её досуг, отдых.
Была проведена деловая игра «Что значит любить родителей?», каждая команда составила высказывания о семье.
Закончился классный час прочтением стихотворения И. Молчанова «Семь правил», которое выводит некую формулу семейного счастья.
В 10 классе (классный руководитель Егорова З. И.) прошел классный час с применением современных образовательных технологий на тему «Традиции семьи и семейные ценности», который способствовал формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, бережному отношению к семейным ценностям, развитию интереса к истории своей семьи.
В ходе классного часа учащиеся проанализировали притчи о семье и семейном счастье, объяснили важность сохранения семейных традиций и ценностей: поддержание атмосферы любви, уважение и взаимопомощь в семье. Затем учащиеся выступили с проектными работами о традициях своей семьи:
«Загляните в семейный альбом» - Гулина Екатерина,
«Семейная династия учителей» - Панькин Вячеслав,
«Отдыхаем вместе» - Баканов Антон,
«Моя родословная» - Солдатова Анна,
«Кулинарные традиции моей семьи» - Уряднова Ульяна,
«Коллекционирование монет» - Егоров Иван.
В 11 классе под руководством Шиблевой Е.В. прошел классный час «Мой дом – моя семья».
Занятие проходило в форме устного журнала. Начало классного часа прошло под рубрикой «Мой дом» и «Что такое семья?». Учащиеся рассмотрели важнейшие функции семьи. Итогом беседы стал тест о семье «Незаконченное предложение».
На следующей странице «Мой дом - традиции в нем» дети выбирали таблички с названиями традиций и вывешивали их на доску.
Открыв страницу «Немного поразмышляем», Елена Валентиновна рассказала учащимся сказку «СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ» В.Сухомлинского, из которой дети узнали, что любовь детей к матери может выражаться не только словом, но и делом.
Под звуки песни «Семейный альбом» учащиеся стали участниками рубрики «Загляните в семейный альбом». Ребята продемонстрировали свои семейные фотоснимки, рассказали о традициях своей семьи.
«Семейный отдых» - эта рубрика, в которой дети с удовольствием рассказывали о семейных путешествиях, об отдыхе всей семьей. Рубрика «Семейное фирменное блюдо» позволила ребятам поделиться секретами кулинарного искусства и рассказать о любимых фирменных блюдах своей семьи.
В завершении классного часа дети прослушали гимн семьи и высказали мнение о том, что тепло в доме бывает от хороших отношений в семье, от дружбы, от любви. Класс можно тоже назвать семьёй. Встречаясь каждый день в школе, одноклассники узнают что-то новое, вместе радуются победам и огорчаются из-за неудач.