Открытый урок музыки "Путешествие в деревню "Гармошка"" 4 класс учитель Баканова О.Н.

Цель урока:

 Закрепить понятия: народная музыка; продолжать развивать навыки  музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей

Задачи урока:

1. Обучающие:

• Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки

• Учить различать на слух народную музыку.

2. Развивающие:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

• Развивать творческую инициативу детей.

• Развивать творческие способности детей

3. Воспитательные:

• Прививать любовь к Родине, к русской песне.

• Обогащать духовный мир детей.

• Формировать толерантные навыки учащихся.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация , магнитофон.

 

Ход урока

(СЛАЙД 1) У: (музыкальное приветствие с поклоном):

 Здравствуйте, гостюшки дорогие.

Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.

У: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Д: Русским народным песням.

У: Правильно, а также  мы будем говорить о разных видах, жанрах русских народных песен. Сегодня нам предстоит отправиться в необычное путешествие. Куда? К кому?  Мы сейчас это узнаем.

Под музыку заходит мальчик одетый в костюм самовара.

Т: «Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!

Я – самовар Тимошка из деревни «Гармошка».

В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.

Приглашаю вас в свою избушку возле леса на опушке.

Но, чтоб попасть в мою избушку

Мы пройдем интересный  путь,

Где мы будем петь и танцевать,

И,  конечно же, не забудьте знания свои показать»

У: Ну, что ж, отправимся в гости к самовару?  

Д: Да!

У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка» (СЛАЙД 2).

Ребята, а ещё  мне сказали, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!

Ну что ж, отправляемся в путь, а для этого давайте встанем со своих мест и построимся за Тимошей. ( Идут под музыку по кругу, и садятся на свои места)

Т: «А вот и  река,

Широка и глубока». (СЛАЙД 3)

Учитель поёт фрагмент р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»

У: Скажите, ребята, а какая это песня?

Д: Народная

У: А почему,  мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, у русских песен, есть отличительная черта - ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.

Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?

Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

У: Правильно (СЛАЙД 4),

А к какому жанру относится эта песня?

Д: К протяжному! (СЛАЙД 5)

У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. ( выходят под музыку и встают полукругом лицом к зрителям)

Т: «Речку одолели - и вперед смелее,

На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка» (СЛАЙД 6)

Развеселый в ней народ, песни русские поет.

И вы запевайте, в деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,

Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки, бравы ребятушки!»

У: Но прежде чем исполнить эту песню, ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?

Д: к жанру солдатской народной песни.  (СЛАЙД 7).

У: Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?

Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!

Т: «Если хочешь стоя петь,

головою не вертеть,

встань красиво,

подтянись и спокойно улыбнись!»

У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились.

Дети стоя исполняют солдатскую народную песню

«Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Ребята!  А вот деревня -  Веселушка. (СЛАЙД 8).   И здесь еще одно задание. Обратите внимание на экран (СЛАЙД 9,10) – здесь даны варианты окончания последней фразы куплета, подумайте, правильны ли они?

Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант

У: Молодцы, с трудным заданием справились!

У: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?

Д: Песня мажорная.

У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти?

 ( отправляются в путь)

Т: Ребята, видите, гора,

Мы как раз пришли сюда,

Под этой горой живет волк злой

Тише идите, Волка не будите (СЛАЙД 11)

У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул, я имею в виду жанр песни?

Д: колыбельную!

У: А как вы будете петь свою колыбельную, которую приготовили дома?

Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка.

У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю вот такой невидимый  хрустальный шарик. Кто попробует спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?

Поют свои колыбельные

У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?

Д: Мамы поют на ночь, чтобы ребенок скорее уснул!

У: Ну что ж, Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным!

 А наш путь продолжается  (идут по кругу).

Итак,  внимание на экран (СЛАЙД 12): узнайте жанр народной песни, когда девушки выходили на улицу гулять и водить хороводы.

Дети называют правильно – «хороводная»

У: А песня «Во поле береза стояла» относится к хороводной?

Д: Конечно!

У: А давайте мы с вами споем эту песню и поведем хоровод.

 Мы вокруг березки,
       Встанем в хоровод.
       Радостно и звонко
        Каждый запоет. 

Песня «Во поле береза стояла»

У: Путешествие к Самовару продолжается (идут по кругу)

Т: Вот медведь, (СЛАЙД 13)

 Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает,

По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,

Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу!

У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка? (СЛАЙД 14)

Д: частушка – это короткая песня с юмором!

 (Мальчик в костюме  самовара  проводит частушечную эстафету, говорят слова и передают платочек)

Т:  Много мы частушек знаем

Знаем целый миллион.

Приходите нас послушать,

 В нашем классе вам споем.

У: Ну и молодцы. Ребята, это была репетиция, а сейчас мы с вами выступим как настоящие артисты.

У: А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Д: Частушки можно исполнять и с гармошкой, и с балалайкой, и с шумовыми инструментами.

 (Из тех детей кто спел частушки создается ансамбль и оркестр)

У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты - вот для вас детвора еще одна  музыкальная игра

С детьми проводится музыкальная викторина

«Загадки о музыкальных инструментах»

1.У неё есть три струны; их рукой щипать должны. Можно под неё плясать и по-русски приседать! (СЛАЙД 15)

2. Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в … (СЛАЙД 16)

3. А Садко на них играл и душевно напевал. Перебрал он много струн – вышел из моря Нептун. (СЛАЙД 17)

4. Я весь круглый. Меня ударишь – я бубенцами зазвучу. Меня положишь – я молчу. (СЛАЙД 18)

5. И щи хлебают, и «барыню» играют. (СЛАЙД 19)

6. С сороками имеет связь его название. Владеть им может человек, имеющий хоть малое призвание! (СЛАЙД 20)

 А теперь опять отправляемся в путь.

Вот мы и добрались до цели нашего путешествия – деревни Гармошка, где живет наш самовар Тимошка.

Сюрпризный момент

Т: «Самовар вас угощает

крепким и душистым чаем.

Чай – с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Он – бальзам от всех болезней

И напитка нет полезней.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить».

У: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог: Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?

Д: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.

У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа существует, как народная, так и композиторская музыка.  А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з - приложение)

Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (СЛАЙД 22)

А сейчас чаепитие!!!