Цель урока:
Закрепить понятия: народная музыка; продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей
Задачи урока:
1. Обучающие:
• Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки
• Учить различать на слух народную музыку.
2. Развивающие:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Развивать творческую инициативу детей.
• Развивать творческие способности детей
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к Родине, к русской песне.
• Обогащать духовный мир детей.
• Формировать толерантные навыки учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация , магнитофон.
Ход урока
(СЛАЙД 1) У: (музыкальное приветствие с поклоном):
Здравствуйте, гостюшки дорогие.
Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.
У: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
Д: Русским народным песням.
У: Правильно, а также мы будем говорить о разных видах, жанрах русских народных песен. Сегодня нам предстоит отправиться в необычное путешествие. Куда? К кому? Мы сейчас это узнаем.
Под музыку заходит мальчик одетый в костюм самовара.
Т: «Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!
Я – самовар Тимошка из деревни «Гармошка».
В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.
Приглашаю вас в свою избушку возле леса на опушке.
Но, чтоб попасть в мою избушку
Мы пройдем интересный путь,
Где мы будем петь и танцевать,
И, конечно же, не забудьте знания свои показать»
У: Ну, что ж, отправимся в гости к самовару?
Д: Да!
У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка» (СЛАЙД 2).
Ребята, а ещё мне сказали, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!
Ну что ж, отправляемся в путь, а для этого давайте встанем со своих мест и построимся за Тимошей. ( Идут под музыку по кругу, и садятся на свои места)
Т: «А вот и река,
Широка и глубока». (СЛАЙД 3)
Учитель поёт фрагмент р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»
У: Скажите, ребята, а какая это песня?
Д: Народная
У: А почему, мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Д: Ответы детей.
У: Правильно, у русских песен, есть отличительная черта - ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.
Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?
Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.
У: Правильно (СЛАЙД 4),
А к какому жанру относится эта песня?
Д: К протяжному! (СЛАЙД 5)
У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. ( выходят под музыку и встают полукругом лицом к зрителям)
Т: «Речку одолели - и вперед смелее,
На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка» (СЛАЙД 6)
Развеселый в ней народ, песни русские поет.
И вы запевайте, в деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки, бравы ребятушки!»
У: Но прежде чем исполнить эту песню, ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?
Д: к жанру солдатской народной песни. (СЛАЙД 7).
У: Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?
Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!
Т: «Если хочешь стоя петь,
головою не вертеть,
встань красиво,
подтянись и спокойно улыбнись!»
У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились.
Дети стоя исполняют солдатскую народную песню
«Солдатушки, бравы ребятушки»
У: Ребята! А вот деревня - Веселушка. (СЛАЙД 8). И здесь еще одно задание. Обратите внимание на экран (СЛАЙД 9,10) – здесь даны варианты окончания последней фразы куплета, подумайте, правильны ли они?
Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант
У: Молодцы, с трудным заданием справились!
У: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?
Д: Песня мажорная.
У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти?
( отправляются в путь)
Т: Ребята, видите, гора,
Мы как раз пришли сюда,
Под этой горой живет волк злой
Тише идите, Волка не будите (СЛАЙД 11)
У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул, я имею в виду жанр песни?
Д: колыбельную!
У: А как вы будете петь свою колыбельную, которую приготовили дома?
Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка.
У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю вот такой невидимый хрустальный шарик. Кто попробует спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?
Поют свои колыбельные
У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?
Д: Мамы поют на ночь, чтобы ребенок скорее уснул!
У: Ну что ж, Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным!
А наш путь продолжается (идут по кругу).
Итак, внимание на экран (СЛАЙД 12): узнайте жанр народной песни, когда девушки выходили на улицу гулять и водить хороводы.
Дети называют правильно – «хороводная»
У: А песня «Во поле береза стояла» относится к хороводной?
Д: Конечно!
У: А давайте мы с вами споем эту песню и поведем хоровод.
Мы вокруг березки,
Встанем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоет.
Песня «Во поле береза стояла»
У: Путешествие к Самовару продолжается (идут по кругу)
Т: Вот медведь, (СЛАЙД 13)
Он любит петь,
Громко поет,
Пройти не дает,
По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,
Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу!
У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка? (СЛАЙД 14)
Д: частушка – это короткая песня с юмором!
(Мальчик в костюме самовара проводит частушечную эстафету, говорят слова и передают платочек)
Т: Много мы частушек знаем
Знаем целый миллион.
Приходите нас послушать,
В нашем классе вам споем.
У: Ну и молодцы. Ребята, это была репетиция, а сейчас мы с вами выступим как настоящие артисты.
У: А с какими инструментами можно исполнять частушки?
Д: Частушки можно исполнять и с гармошкой, и с балалайкой, и с шумовыми инструментами.
(Из тех детей кто спел частушки создается ансамбль и оркестр)
У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты - вот для вас детвора еще одна музыкальная игра
С детьми проводится музыкальная викторина
«Загадки о музыкальных инструментах»
1.У неё есть три струны; их рукой щипать должны. Можно под неё плясать и по-русски приседать! (СЛАЙД 15)
2. Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в … (СЛАЙД 16)
3. А Садко на них играл и душевно напевал. Перебрал он много струн – вышел из моря Нептун. (СЛАЙД 17)
4. Я весь круглый. Меня ударишь – я бубенцами зазвучу. Меня положишь – я молчу. (СЛАЙД 18)
5. И щи хлебают, и «барыню» играют. (СЛАЙД 19)
6. С сороками имеет связь его название. Владеть им может человек, имеющий хоть малое призвание! (СЛАЙД 20)
А теперь опять отправляемся в путь.
Вот мы и добрались до цели нашего путешествия – деревни Гармошка, где живет наш самовар Тимошка.
Сюрпризный момент
Т: «Самовар вас угощает
крепким и душистым чаем.
Чай – с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.
Он – бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить».
У: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог: Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?
Д: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.
У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа существует, как народная, так и композиторская музыка. А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з - приложение)
Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (СЛАЙД 22)
А сейчас чаепитие!!!