11 октября в МБОУ «Чуварлейская СОШ» прошел Единый день профилактики «Подросток и закон. Сквернословие». Он проводился с целью предупреждения правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних, ознакомления обучающихся с последствиями вредных привычек, которые появятся в случае приобретения зависимости, помощи учащимся сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и предостеречь себя от нежелательных последствий в будущем.
Классный час на тему «Сквернословие» прошел во 2 класс, классный руководитель Матвеева Т.Н.. На доске запись «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Ученики объясняли смысл этой пословицы, а затем слушали рассказ А. Распина «Как папу дразнили». После чтения рассказа у детей появилось много вопросов, и учитель предложил посмотреть инсценировку сказки Э. Мошковского «Вежливое слово», где героями сказки являются животные. Ребята сравнили поступки героев двух произведений и сделали вывод: «Важно при встрече улыбаться друг другу, говорить вежливые слова и не давать прозвища другим ребятам».
В 3 классе прошёл классный час «Что такое сквернословие». Классный час прошёл в форме беседы с использованием электронной презентации. Ребята вместе с классным руководителем Егоровой Н.А. узнали историю возникновения сквернословия. Отвечали на вопросы: «Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость?».
В 5 классе прошёл классный час «Вирус сквернословия». В ходе мероприятия дети выступили с сообщениями: «История возникновения сквернословия», «Сквернословие и здоровье», «Научные исследования ученых о вреде сквернословия». Классный руководитель Александрова О. Н. провела анкетирование «Твое отношение к сквернословию», игру «Эстафета добрых слов». Ребята самостоятельно составили памятку «Как избавиться от сквернословия?» и сделали вывод о том, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
В 6 классе, классный руководитель, Пучкина А.В.,, провела классный час на тему: «Скверная привычка». Учащиеся узнали значение слова сквернословие из Большого толкового словаря русского языка под ред. С. Ожегова. Расширили знания о влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье, а также на личность в целом. В заключение были сделаны выводы, что матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
В 7 классе, классный руководитель Вялова О.А, прошёл классный час «Правонарушения дорога в пропасть». Целью данного классного часа являлось расширение знаний ребят о таких понятиях как «мелкое хулиганство», «преступление», административное правонарушение», развитие гражданского и патриотического сознания и поведения учащихся. Ребята рассматривали различные ситуации, определяя, что является правонарушением, а что нет, приводили примеры из собственных наблюдений. В результате чего все пришли к выводу, что правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Классный руководитель призвала детей серьёзно задуматься о жизни, так как многие в подростковом возрасте загубили свои судьбы, поступая именно так, как в рассмотренных сегодня ситуациях. Жизнь прекрасна, и она даётся только раз.
В 8 классе прошёл классный час «Скверная привычка». В ходе мероприятия учащиеся отвечали на вопросы анкеты. Классный руководитель Лысова Н.Н. рассказала учащимся о том, что мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Этими словами призывали демона, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. В филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной – значит адской, из преисподней. На Руси использование мата до определённого времени было уголовно наказуемым. Рассказ учителя сопровождался презентацией.
В 9 классе, классный руководитель Логинова Н. И., прошел классный час «Ставим условие: Долой сквернословие!», цель которого способствовать формированию критического отношения к сквернословию у подростков, а также способствовать просвещению учащихся о пагубном влиянии его на жизнь человека. По теме занятия учащиеся подготовили сообщения и сделали выводы после прослушивания данной информации. Затем ответили на вопросы анкеты и высказали свое мнения по
данной проблеме. Работая в группах, заполнили кластер по теме «Сквернословие», объяснили, как связаны три слова, стоящие по центру. Привели и объясняли высказывания великих людей о нашей речи.
В 10-11 классах проблему сквернословия ученики рассмотрели на часе – общения «И слово наше отзовется», который прошел под руководством учителя литературы Матвеевой И.В.. Ирина Викторовна провела беседу о том, что одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Учащиеся подготовили сообщение « Молодежный сленг», разыграли разные ситуации, в которых учащиеся выступали в разных ролях, показали, как, правильно и вежливо общаться с одноклассниками и взрослыми. В заключение ребята сделали вывод: в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Благодаря совместным усилиям Единый день профилактики состоялся. И хочется надеяться, что этот день и другие подобные мероприятия помогут нашим учащимся задуматься о своем будущем, научат бережнее относиться к своей жизни и здоровью.