Конкурс «Мои горизонты»

Участница конкурса Шиблева Елена Валентиновна, педагог-навигатор, классный руководитель 9 класса, учитель физики МБОУ «Чуварлейская СОШ».

   

«Выберите себе работу по душе,

и вам не придется работать

ни одного дня в своей жизни»

Конфуций

 Что самое важное в жизни человека? Наверное, каждый хоть раз задавался таким вопросом. И, каждый получал свой, индивидуальный ответ на этот вопрос. Я считаю, что самое важное в жизни - правильно выбрать профессию.

С выбором профессии мне очень повезло. На выбор профессии педагога меня вдохновила моя учительница физики. Оканчивая школу, я поняла, что хочу заниматься именно физикой и одновременно взаимодействовать с людьми. Самое прекрасное в нашей работе — это успехи учеников и их благодарность учителю.

Я, Шиблева Елена Валентиновна являюсь классным 9 класса (в классе 22 мальчика и 4 девочки), который зарегистрирован в проекте «Билет в будущее».

В сентябре 2024 года, я пришла в проект «Билет в будущее», и с трудом понимала, чем же мы конкретно будем заниматься, чем проект отличается от привычной уже формы работы. Обучение и опыт работы позволил мне четко ответить на все вопросы. «Билет в будущее» - это не просто встречи, это грамотно организованные профессиональные пробы, ребята проходят различные диагностики, тесты на раскрытие своих талантов и интересов, живое общение с представителями организаций. На платформе ребята моего класса проходили онлайн — диагностики, которые направлены на выявление уровня осознанности широты кругозора обучающихся в рамках профессионального выбора.

           Погружение моих учащихся в проект начался с профориентационных уроков, которые содержат интересные и поучительные видеоролики с уникальным профориентационным контентом. Данный курс профориентационных занятий нацелен на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий.

            Тема «Россия - мои горизонты, мои достижения» стала отправной точкой для увлекательного путешествия по просторам нашей Родины и позволила каждому ученику задуматься о своих личных достижениях. На уроке ребята с интересом смотрели видеоролики «Достижения», «Профиград», «Россия – мои горизонты», «Герои среди нас». Ребятам было предложено сыграть в игру: «Дом» обсудили профессии, связанные со строительством домов.  Обсудили существующую формулу «хочу-могу-буду», которая помогает определиться с выбором профессии, найти то, что будет действительно по душе и при этом востребовано на рынке труда. Вспомнили, что означает каждое слово в этой формуле. Учащиеся активно участвовали в обсуждениях, делились своими историями и мечтами. Ребята получили знания о том, какие профессии являются наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время, какие навыки и знания нужны для успешной карьеры в различных отраслях. Для учащихся класса был проведен тренинг-игра «Моя будущая профессия». В ходе игры ребята закрепили представления о профессиях и семье, развивали навыки профессионального общения, разыгрывали ролевой диалог, рассуждали о выборе той профессии, которую они предпочитают выбрать. 

             Безусловно, ребятам в 14-15 лет тяжело определиться с выбором профессии. Проблема выбора профессии для современных подростков – одна из самых актуальных. Как помочь ребенку? Об этом думают не только родители, но и учителя. Но благодаря этому проекту ученики знакомятся с профессией ближе и могут «примерить» на себя будущую специальность. Так, например, мы посещали профориентационное мероприятие в технологическом колледже, и это был удивительный опыт! На занятии ребята познакомились с профессией «Пекарь» и научились готовить вкусные пирожки с яблочной начинкой. Мальчишки были приятно удивлены тем, насколько интересным и увлекательным может быть кулинарное творчество. Мастера производственного обучения показали тонкости работы с тестом и поделились секретами приготовления. Эта профпроба дала отличную возможность понять, что кулинария может быть не просто работой, но и настоящим искусством. 

             В рамках проекта обучающиеся посетили «Алатырский технологический колледж», где им подробно рассказали о специальностях и профессиях, наиболее востребованных на рынке труда. На профессиональных пробах подростки берут в руки инструменты и погружаются в мир профессии, самостоятельно выполняя производственную задачу. Вместе с преподавателями ребята сами создавали информационные программы, и многие захотели связать свою жизнь с программированием, так как в настоящее время является престижными и востребованными. 

  Экскурсия — способ ознакомления с одной или несколькими профессиями путем погружения непосредственно в рабочие процессы. Учащиеся моего класса посетили Алатырский техникум железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения». Преподаватели техникума рассказали ребятам про учебное заведение, была проведена экскурсия по лабораториям и кабинетам.  Ребята были впечатлены увиденным и пожелали в будущем получить одну из профессий, о которых им было рассказано.

  В ноябре мы посетили музей ГАЗа (Горьковский автомобильный завод). Среди сотен экспонатов ребятам подробно экскурсоводы рассказали о том, как зарождалось предприятие, кто принимал участие в создании первых автомобилей, увидели жизнь простых рабочих и, конечно же, весь модельный ряд ГАЗ. Да, один город, но множество впечатлений, которые останутся на долгую память. 

  На выставке есть описание каждого экспоната, причём архивные фото и документы дополняют сенсорные экраны, проекции и аудиоточки. Цифровые инструменты помогают даже заглянуть внутрь машин, видеоскоп «просвечивает» авто и показывает картинку в 3D‑формате, так можно узнать, что под капотом у современной «Газели NEXT» или со всех сторон рассмотреть её двигатель. На этой экскурсии дети получили большой заряд положительных эмоций, новые знания о профессиях связанные с автомобилестроением.

  Как педагог - навигатор, я очень ценю возможность видеть, как мои ученики открывают для себя множество путей, которые могут привести их к карьерному успеху. Участие в проекте дает мне возможность лучше понять интересы и желания моих учеников. Их стремление к самоопределению волнует меня и вызывает гордость. Я наблюдала, как в процессе взаимодействия с профессионалами и получения информации о различных карьерных путях, ученики начинают осознавать свои сильные стороны и пристрастия.

Как педагог, в первую очередь, я также прохожу процесс профессионального развития и самосовершенствования. Постоянно изучаю новые методики, технологии, которые помогают лучше понять потребности и возможности каждого учащегося. В своей работе опираюсь на профориентационный портал «Траектория успеха», который является площадкой для получения обратной связи между работодателем и соискателями. Также использую информационный Интернет-портал «Атлас новых профессий». Авторы ресурса делают акцент на тенденции развития востребованных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия.

Я уверена, что у проекта «Билет в будущее» есть все шансы стать самым успешным, самым полезным и популярным проектом в сфере профориентации молодёжи в России. Без сомнения, что данный проект может стать ключевым этапом в жизни молодых людей, способствуя их личностному росту и формированию успешной жизненной стратегии, и через осознанный выбор профессии поможет, проложить путь к себе.


Фотогалерея